Компания Переруб

  :: Информация :: Статьи :: Лицензирование строительной деятельности и СРО в малоэтажном строительстве

Лицензирование строительной деятельности и СРО в малоэтажном строительстве

Лицензирование строительной деятельности и СРО в малоэтажном строительстве

Очень многие наши потенциальные заказчики интересуются имеем ли мы лицензию на осуществление строительной деятельности или состоим ли мы в какой-либо из саморегулируемых организаций? Вопрос для многих людей очень животрепещущий и потому на наш взгляд требует подробного рассмотрения. Именно поэтому мы решили посвятить этой теме отдельную статью. 

1.    Лицензирование строительной деятельности.

До 2008 года компании, которые планировали осуществлять строительные работы перед непосредственным началом своей деятельности действительно обязаны были получить лицензию на осуществление тех или иных строительно-монтажных работ.

Но с принятием Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ситуация изменилась. В частности, указанный закон гласит что предоставление лицензий на осуществление следующих видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года:

- проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Также отметим, что перечень видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию, содержащийся в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит пунктов, связанных со строительством или проектированием загородных домов.  

Таким образом начиная с 2009 года строительным компаниям, в том числе занимающимся малоэтажным строительством, не требуется получение строительной лицензии.


2.    Саморегулируемые организации (СРО) в строительстве.

Тут следует отметить, что:

ВО-ПЕРВЫХ, согласно ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ N315-ФЗ от 01 декабря 2007 года членство в СРО является добровольным, то есть компания, осуществляющая строительную деятельность (в том числе и в малоэтажном строительстве) может вступить в СРО, но не обязана этого делать.

ВО-ВТОРЫХ, согласно ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N190-ФЗ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и в частности в Главе 6.1. прямо указано, что:

  1. Согласно статье 48. пункт 3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

То есть для строительства загородного дома даже не обязательно готовить проект. Однако отметим, что несмотря на отсутствие обязанности по подготовке проекта мы в любом случае перед началом строительства разрабатываем эскизный проект, что необходимо в первую очередь для того чтобы убедиться в том, что будущий дом проходит по всем нагрузками и не имеет других узких мест, которые могут сказаться как на безопасности в период эксплуатации готового строения так и на общем сроке службы Вашего дома.

   

  1. Согласно п.1 статьи 49 Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. А именно, государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства (Часть 2):
    1) Отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства)…
    Также государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство (Часть 3.1).
    И наконец, не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей…(Часть 6.)

Из этого следует, что если перед началом строительства проект будущего дома не был разработан, то никто не вправе требовать его разработки или если проект все же был разработан, то никто не вправе требовать экспертизы этого проекта, т.к. его в принципе может и не быть вовсе.

 

  1. Согласно статье 51. Выдача разрешений на строительство
    1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
    9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта 
    объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
    1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
    2) градостроительный план земельного участка;
    3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. 
    10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Данной статьей еще раз закреплено положение о том, что для начала строительства загородного дома компании не требуется строительная лицензия.

 

В-ТРЕТЬИХ, отметим, что ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 декабря 2008 г. N 274 был дополнительно утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, также указом было прямо установлено, что:

«Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616), а также в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов;»

Еще раз отметим, что под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи, построенный при непосредственном участии физического лица или за его счет.

Таким образом, мы можем резюмировать, что согласно законодательства РФ для малоэтажного строительства не требуется наличие лицензии на осуществление проектных и строительно-монтажных работ, а также от компании не требуется быть членом СРО.

Дополнительно отметим, что Градостроительный кодекс, Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Закон «О саморегулируемых организациях» являются федеральными законами и имеют приоритет над любыми законами и нормативно-правовыми актами отдельных субъектов РФ.

 


< Все статьи